В далеком 1941 году в Германии началась разработка тяжелого танка «Тигр». Изначально, шасси машины предполагалось оснастить гусеницами шириной 520 мм. Но в ходе работ над Panzer VI, вес машины возрос, и стало очевидно, что для лучшего распределения давления 56-тонного танка на грунт, необходимо увеличить ширину гусеничных лент. В итоге ширина гусениц выросла на 205 мм и составила 725 мм.
По системе обозначений Управления вооружений сухопутных войск, гусеницы получили маркировку Kgs 63/725/130, которая расшифровывается следующим образом:
K – (тип гусениц) гусеницы для быстрого моторизированного транспорта;
g – (материал) литой стальной сплав;
s – (соединение звеньев гусеницы) плавающий штифт;
63 – конструкция;
725 – ширина звена в мм;
130 – шаг звена в мм.
Гигант весом 56 тонн оказывал на грунт давление всего 1,06 кг/см2. Это довольное небольшое давление. Например, для сравнения, значения у других машин составляли:
М4 «Шерман» вес 30,3 т. давление около 1 кг/см2;
Мк VIII «Кромвель» 28 т. давление около 1 кг/см2;
«Пантера» вес 45 т. давление 0,9 кг/см2;
Т-34/85 вес 33 т. давление 0,8 кг/см2;
Рекордсмен Т-34/76, вес 28,5 т. давление всего 0,68 кг/см2.
Для проверки способности подвижного грунта выдерживать вес танка, в руководящей инструкции для экипажа (Tigerfibel), предлагалось одному члену экипажа взять на спину другого и встать на одной ноге, чтобы увидеть, что земля достаточно твердая и способна выдержать обоих. Если нога начнет «тонуть», то при попытке здесь проехать танк «войдет» в землю и затем увязнет в грязи.
На русском фронте, хороших дорог с твердым покрытием традиционно было мало, поэтому немцы были вынуждены импровизировать и строить бревенчатые дороги. Для прохода одного Тигра диаметр бревен должен был быть не менее 15 см, длина составлять 3,5 м, в противном случае танк ломал бревна.
Гусеницы изготавливались из марганцевой стали, обладающей лучшей износостойкостью по сравнению со всеми другими сталями.
Каждая гусеница состояла из 96 звеньев. Вес одного звена равнялся примерно 27 кг. Суммарный вес одной гусеничной ленты достигал 3 тонн. Таким образом, вес гусениц составлял 1/9 часть массы танка.
Полная длина гусеницы равна 12,48 м. Длина гусеницы контактирующей с грунтом составляла 3,605 м.
Обе гусеницы собирались из одних и тех же звеньев, что упрощало производство.
Траки соединялись друг с другом с помощью осей, которые имели с одной стороны увеличенную головку. Ось вставлялась в звенья головкой к раме, а с наружной стороны фиксировалась при помощи штифта. В обязанности механика-водителя входил регулярный осмотр крепежных штифтов. При малейшем намеке на поломку штифты меняли. И это не удивительно, ведь потеря одного штифта могла обернуться поломкой гусеницы. Во время боя такая неприятность обездвиживала танк и делала его легкой целью для противника. Если один штифт не выдерживал, шейка оси могла выскочить из своего посадочного места. Чтобы она оставалась на месте, в верхней части кузова был установлен дефлектор.
Когда танк передвигался, гусеница проходила через дефлектор: если ось слегка выскочила, она скользила по дефлектору и вставала на свое изначальное место, что предотвращало размежевание звеньев.
С установленными стандартными гусеницами, называемыми Marschkette (нем. – маршевые гусеницы или иначе эксплуатационные гусеницы), ширина танка составляла 3547 мм. Это в свою очередь означало, что Тигр не будет соответствовать стандартному Европейскому железнодорожному габариту Berne gauge (англ. – широко используемый термин для обозначения ж/д габарита с размерами: 3150 мм ширина, 3175 боковая высота, 4280 мм высота посередине) и будет выступать за края вагон-платформы. Столкнувшись с этой проблемой, команда разработчиков решила сделать внешние катки съемными и создала дополнительный комплект узких гусениц, называемых Verladekette (нем. – транспортные гусеницы). Принятые меры позволили вписать машину в требуемый габарит и дали возможность использовать железную дорогу для перевозки танка.
На фотографии только что собранный Тигр выезжает на своих транспортных гусеницах.
На первых произведенных Тиграх боковые крылья по бортам корпуса попросту отсутствовали. Но так как гусеницы Marschkette были шире, чем корпус, они могли набросать приличную кучу грязи на палубу корпуса и увеличить тем самым и без того большую массу танка. Впоследствии были установлены боковые съемные крылья (брызговики).
Передняя и задняя части брызговиков имели навесные крылья, что давало им возможность складываться, благодаря этому Тигр вписывался в требуемую ширину.
На фотографии транспортировочные траки установлены. Внешний ряд катков и крылья демонтированы, передняя откидная крышка сложена.
Поезда использовали для доставки бронетехники к месту боев на расстояния более 100 км, и в особенности танков, которые потребляли много топлива.
На фотографии «Тигр», погруженный на специальную платформу. На танк надеты узкие транспортировочные гусеницы. Более широкие боевые гусеницы находятся под корпусом и частично свернуты.
После разгрузки на танк снова надевали боевые гусеницы. Безусловно, личный состав был хорошо натренирован, чтобы быстро проводить эту операцию. Обычно смена гусениц занимала около 25 минут.
Для плавного хода танка необходимо было постоянно следить за натяжением гусеничных лент. В противном случае могла повредиться гусеница, а также возрастала нагрузка на двигатель. При скорости движения танка 45 км/ч, верхняя часть гусеницы движется со скорость 90 км/ч и в случае слабого натяжения при торможении или повороте они будут ударять по ведущему колесу с огромной силой. При правильном натяжении между передним опорным катком и гусеницей оставалось расстояние шириной примерно в четыре пальца.
Эксплуатируя Тигр на Восточном фронте, немцы неожиданно для себя осознали, что гусеницы танка плохо подходят для условий суровой русской зимы. И в декабре 1943 Тигр оснастили новыми гусеницами. До этого на Kgs 63/725/130 поверхность звена, соприкасающаяся с землей, состояла из четырех формованных частей прямоугольной формы.
На новых же звеньях прямоугольные части были заменены шестью небольшими наклонными гребнями. Новые траки обеспечивали лучшее сцепление со льдом и снегом.
На фотографии ниже «Тигр», оснащенный гусеницами поздней модели. Эти гусеницы можно узнать по расположенным на звеньях гребням, которые состоят из трех пар рельефных V-образных зубцов на соприкасающейся с грунтом поверхности.
Два пера на звене, обеспечивали хороший контакт при взаимодействии с ведущим колесом, ленивцем и опорными катками. На каждом звене была ведущая перфорация. Ведущая перфорация представляет собой ряд одинаковых отверстий на гусеничной ленте, расположенных на равном расстоянии друг от друга, предназначенных для перемещения ленты посредством звездочки и стабилизации самой ленты.
«При скорости движения танка 45 км/ч, верхняя часть гусеницы движется со скорость 90 км/ч» — почему?
Рассмотрим движение катка относительно земли. При движении танка вперед нижняя точка катка имеет нулевую скорость относительно земли. Скорость оси катка при этом равна скорости движения танка, верхняя же точка катка движется относительно земли с удвоенной скоростью танка (скоростью оси). Соответственно и скорость верхней части гусеницы будет вдвое больше скорости движения танка.
Надо пояснить, что относительно корпуса она движется — 45 км/ч. Также как и нижняя часть- 45 км/ч. А относительно земли верхняя часть — 90 км/ч, а нижняя — 0 км/ч
Были ли модификации тигров с экранами, как у четвёрок? А то приводит в недоумение «тигр» из фильма «Белый тигр» и были ли тогда системы постановки дымовой завесы на башне, как у того же «тигра»?
Сколько смотрел фотографий, литературы и кинохроник, ниразу не встречал таких модификаций на тиграх. Думаю что не было.